Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи «Посиди возле меня два разика!» или как познакомить ребенка с понятием времени

«Посиди возле меня два разика!» или как познакомить ребенка с понятием времени

Детская  система  измерения.

«Я  заберу  тебя  из  садика  часа  в  четыре!» -  говорите  вы  своему  трех- четырехлетнему  ребенку. Что  значит  для  карапуза  загадочные  «четыре  часа»? – Туманная  фраза,  не  более. А  когда  придет  мама,  он  так  и  не  понял. Детям  проще  ориентироваться  во  времени  не  с  помощью  часов,  а  с  помощью  привычных  ему  «меток», размечающих  день: «Сразу  после  обеда», «После  сна», «Когда  наступит  время  вечерней  сказки»… Ведь  кроха  живет  в  другой  системе измерения времени. Вспомните,  каким  длинным  казался в  детстве  день, огромным  месяц,  необъятным  год.

Знаете,  какой  признак  окончания недели  у  малыша? Конечно-  выходной! Детское: «Мама, а  сегодня  выходной?»-  может  прозвучать  и  в  понедельник,  и  в  среду и  означает,  что  крошка  хочет,  чтобы  мама  не  ходила  на  работу,  осталась  с  ним  дома. Выходные  помогают  детям  отсчитывать  недели. А  вот  смену  месяцев  в  году  им  легче  осознавать  с  помощью « важных дат» (дней  рождения  родных, церковных  и  светских  праздников). И родителям  надо  уделять  этому  должное  внимание. Самым  сложным для  малыша  является  осмысление  понятия  «год». Чтобы  вам  было  проще  научить  ребенка структурировать  длинный-длинный  год, воспользуйтесь  отрывным  календарем (или  нарисуйте  его  вместе  с  ребенком). Каждый  вечер,  отрывая  очередной  листок, вы  сможете  сказать  друг  другу: «День  пролетел!»  или  «Вот и  месяц  закончился!»,  а  иногда - «Сегодня  первый  день  зимы!» (весны,  лета,  осени).

 

Песочные  часы

Малыш  постепенно  знакомиться  с  понятием  времени и  в жизни  и  в  литературе. В сказках,  например, Его  Величеству  Времени  отведена  важная  роль. Самые  значимые  события  в  сказках  выделены  боем  часов, последним  упавшим  лепестком,  наступлением  темноты  или  рассвета.

Годам  к шести  ребенок  готов  к  тому,  учиться  сверять  жизнь  с ходом  стрелок. Только  знакомить  его  с  миром  секунд  и  минут нужно  не  в  форме длинных  лекций,  а  при  помощи  игр  и  примеров.

Что  для  нас  часы? В  первую  очередь-  мерка  времени. Понять  это  малышу  легче  всего  с  помощью  песочных  часов. Они  обладают  замечательным  свойством: время  в  них  перестает  быть  абстрактным  понятием  и  материализуется в  виде  падающих  песчинок. Оно  буквально  течет  и  иссякает  на  глазах  ребенка. Хорошо,  если появление  песочных  часов  в  вашем  доме  вы  сопроводите сказкой.

Теперь  поиграйте! Предложите  крохе  узнать,  сколько  времени  нужно  для  того, чтобы  съесть  суп. Или  постарайтесь  одеться  на  прогулку, пока  песчинки  текут  из  верхней  чаши  в  нижнюю. Задание  можно  усложнить. А  чтобы  малыш  не  давился  завтраком, глядя  на  неумолимо  бегущий  песок,  договоритесь, что  кашу  нужно  съесть  не  раньше  и  не  позже  отпущенного  времени. Согласитесь, это  важное  умение - укладываться  точно  в  срок. Вместе  с  крохой  вы  можете  изучать, сколько  времени (песочных  пробегов) требуется  вам и ему для  разных  занятий. Чудесное  подспорье  для  родителей  маленьких  копуш!

 

Солнечные  часы

Но  вот  интерес  к  песочным  часам пошел  на  убыль, первый  урок  усвоен. Можно  идти  дальше. Пора  вспомнить о  солнечных  часах. Обратите  внимание  ребенка  на  то, как  меняется  положение  солнышка  на  небе  в  зависимости  от  времени  суток. Выясните,  в  какие  окошки его  лучики заглядывают  утром,  а  в  какие  вечером. Пусть  кроха  вместе  с  вами  сделает  открытие: положение  солнца  могут  многое  рассказать  человеку. Например,  о  том -  утро  сейчас, день  или  вечер. Оказывается,  направление,  и  длина  тени  ребенка  тоже  зависят  от  положения  солнышка. Вечером  и  утром  тень  длинная,  а в  обед  коротенькая. Попробуйте  поиграть  с малышом  в  «Солнечные  часы». Мелком  на  асфальте  или  палочкой  на  земле  нарисуйте  круг. Поставьте  ребенка  в  центр  и  отметьте  точку  на  круге,  куда падает  тень  крохи. Теперь  можно  отправляться  на  прогулку. Через  несколько  часов, возвращаясь,  домой, подойдите  к  вашим  солнечным  часам. Пусть  малыш  снова  станет  в  круг  и  убедится,  что  его  тень- стрелка переместилась  на  несколько  делений  по  кругу -  циферблату.

 

Секундомер

Теперь  ребенок готов  легко  и  естественно  понять  идею  часов  с  циферблатом. Можно  покупать  секундомер  с  крупной  стрелкой  на  крупном  циферблате, потому что  он  намного  нагляднее  часов  с  секундной  стрелкой. Начался  период  замеров  и  сопоставлений. Пришла  пора  дать  отрезкам  времени  имена. Например, пробег  стрелки  по  кругу  называется  минута. А  прыжок ( оказывается  время  не  только  течет,  но  и  прыгает, бежит!) – секунда. Теперь  сравним  песочные часы  и  секундомер. Выясним,  например, сколько  кругов  оббежит  секундная  стрелка, пока  в  песочных  часах  пересыплется  весь  песок. Можно  взять  бутылку,  наполнить  водой,  закрыть  крышкой  с  маленькой  дырочкой  и  подвесить  над  кастрюлей  донышком  вверх. Остается  только  сидеть  и  наблюдать,  за  сколько  времени  вода  перельется  в  кастрюлю. Получились  водяные  часы.  Собственной  конструкции!

 

Будильник

Попытаемся  понять,  что  происходит  на  циферблате будильника (выберите  часы  с  большим  циферблатом  и  четкими  цифрами  на  делениях), пока стрелка  секундомера  пробегает  круг  за  кругом. Оказывается, длинная  стрелка (она  называется  минутная) перемещается  с  одного  маленького  деления  на  другое. И  когда  она  отсчитает  все  деления (это  ужасно  долго),  окажется, что  миновал  один  час. Вот  теперь  пора пересчитать  деления, разделить  их  на  пятерки, дать  имя  коротенькой  часовой  стрелке  и  учиться  определять  который  час.

Ребенок  уже  может  учится  сам  следить  за  временем. Почаще  просите  малыша  подсказать  вам,  который  час. Ни  в  коем  случае  не  торопите,  и  не  перебивайте  кроху. Кстати,  не  забудте! Учить  ребенка  ориентироваться  по  часам  надо  не  только  после  того, как  он  освоил  счет  в  пределах  сотни!

И еще -  не  покупайте  маленькому  ребенку  детские  электронные  часики. С ними  не  нужно  напрягаться, представлять  себе  перемещение  стрелок, и  у  малыша  не  возникает  потребность, и  желание  постичь  понятие  времени.

 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.