Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи Особенности развития 4-х летнего ребенка

Особенности развития 4-х летнего ребенка

4-ый  год  стоит  особняком  среди  чудесных  лет  дошкольного  детства.

Удивительный, таинственный  рубеж. Будто  некая  пелена  спадает  с  глаз  в  этом  возрасте. Так  гусеница  превращается  в  бабочку. Как  правило, человек  помнит  себя  именно  с  трех  лет. До  этого  ребенок  не  осознает  себя  отдельно  из  среды, он  как бы  часть  окружающего  мира  и,  прежде  всего – частица  матери.

В 4-ый  год  жизни  ребенок  вступает, уже  осознав  свою  индивидуальность, свое  Я. у  него  другое  выражение  глаз, лица. Он  задумался  о  себе. Раньше  задавая  вопросы  «кто  это?», «а  он  хороший?», он  познавал  других, не  зная себя. Теперь  он  приступил  к  самому  трудному – к  познанию  себя  и  сам  задает  себе  вопросы  «кто  я?», «я  хороший?».

Теперь  он  постоянно  оценивает  себя    сравнении  со  сверстниками, братом, сестрой, с  другими  людьми. Он или  робок, потому что  осознал  свою  слабость, недооценивает  себя, или  смел, потому что  осознал  свои  выигрышные  данные, а  иногда  и  переоценивает  себя. Осознав  себя, он  или  застенчив  или  назойлив, скромен  или  самонадеян, сдержан  или  расторможен. Все  это  еще  только  в  зародыше. Все  узлы  завязываются  здесь, и  этот  возраст – истинное  начало  биографии  человека.

Пришло  время  знать  свои  права, но  и  свои  обязанности, а  также  и  права  других  людей. Как  раз  в это  время  при  неправильном  воспитании  закрепляются  эгоизм, требовательность  к  другим  без  требовательности  к  себе. Это  время, когда  нравственное  воспитание  решает, каким  человеком  ему  быть, какой  личностью  он  станет.

До  этого  ему  внушали: «нельзя!» и «надо!». Теперь  следует  объяснить  малышу, почему  нельзя  и  почему  надо. Вы  ищите  понятные  ему  слова  и  доводы, и  любовь  к  нему  питает  вашу  мудрость.

Пришло  время  готовить  его, уже  мыслящего, уже  осознающего  себя  и  окружающее, к  жизни. Уровень  ума – это  уровень  ориентации  в  жизни. Чем  умнее  человек, тем  глубже  он  ориентирован. Ребенок  вопросы.

Ребенок  сам  своими  вопросами  задает  нужное  направление  умственного  воспитания. Вопросы  составляют  большую  часть  его  речи. Отвечая  на  них  и  в  свою  очередь,  задавая  их  ребенку, вы,  требуя  толкового  ответа  и  отвечая  толково  ему, добиваясь  понимания  обсуждаемого, родители  ориентируют  его  и  через  ориентацию  выстраивают  всю  цепь  умственного  развития.

Вопросы  полугодовалого «кто  это?» и «что  это?» - первая  элементарная  ориентация  в  окружающем, ориентация  в  людях  и  предметах.

С  двух-двух  с  половиной  лет  малыш  задает  вопросы «где?», «куда?» и  «откуда?», ориентируясь  в  пространстве, раздвигая  границы  ориентации, а  стало  быть, и  познания. К  трем  годам, начав  ориентироваться  во  времени, он  задает  вопрос «когда?». Рождаясь  как  личность, как  человек  мыслящий, ребенок  во  второй  половине  третьего  года  жизни  задает  вопрос  вопросов  «почему?», удовлетворяя  возникшую  потребность  ориентации  в  сути  явлений, в  причинно-следственных  связях. Он  уже  на  доступном  ему  уровне  размышляет: почему  я  такой? Почему  люди  такие? Почему  они  разные? Почему  они  так  поступают? Пришло  время  глубинной  ориентации.

4-ый  год – пик  натиска  вопросов, что  свидетельствует  о  резко  возросшей  любознательности  ребенка.

Полученная  информация  откладывается  впрок как  знания, бесценный  опыт, как  фундамент  будущего  мышления  человека, как  основа  его  ориентации  и  адаптации  в  мире. Чем  глубже, ярче,  образнее  ответы, тем  глубже  ориентация, а  стало  быть, тем  глубже  понимание, глубже  ум  ребенка. Чем  глубже  ориентация, тем  увереннее в  себе  и  самостоятельнее  ребенок. И  тем  больше  он  как  личность.

Т. о., развитие  интеллекта  ребенка  на  4-м  году  жизни  зависит  более  всего  от  качества  ответов  на  его  вопросы, хотя  и  игра  по-прежнему  важна.

Теперь, на 4-м  году  жизни, малыш  с  каждым  днем  действует  все  более  планомерно, задумывая, а  потом  исполняя  намеченное.

Родители  начинают  учить  ребенка  этого  возраста  думать, прежде  чем  высказаться. Это  новая, важная  и  принципиальная  фаза  в  развитии  интеллекта  и  личности в  целом.

Живой  ум  ребенка  4-го  года  жизни  проявляется  в  очень  важной  для  оценки  интеллектуального  развития  способности  разгадывать  загадки, пока  еще  простые. Поэтому  следует  учить. Пусть  сначала  подумает. Потом  вы  поможете  ему  наводящими  вопросами и, наконец,  подведете  к  отгадке. Вслед  за  первой  задайте  ему  однотипную.

4-ый  год  жизни – время  систематического  обучения  умению  обобщать. Возросшие  возможности  ребенка  позволяют  решительно  расширить  знакомство  с  числом  признаков, характеризующих  предметы  и  явления. С  помощью  родителей  он  свободно  выбирает  предметы, окрашенные  в  определенный  цвет, равной  величины, сходной  формы, определенной  консистенции, одной  функции.

Малыш  уверенно  употребляет  все  части  речи, в  том  числе  местоимения, предлоги, прошедшее  и  будущее  время, наречия, множественное  число, со  смыслом  заканчивает  начатое  взрослым  предложение, ориентируется  на  улице.

4-ый  год жизни  характерен  более  всего  развитием  сюжетно-ролевой  игры. На  3-м  году  жизни  ребенок  примерил,  первые  роли  и  создал  первые  простейшие  сюжеты. Игру  определяла  игрушка, и  играл  он  практически  в одиночку. Теперь  же  начинается  групповая  сюжетно-ролевая  игра.

Исполняя  в  сюжетно-ролевой  игре  ту  или  иную  роль, вживаясь  в  образ, малыш  приспосабливается  к  миру  взрослых: он изучает  их  жизнь, ему  становится  понятным  их  поведение. Можно  многое  узнать  о  ситуации  в  семье  малыша, об  отце  или  матери  по  игре  их  дочери  или  сына.

В  игру  ребенка  все  больше  входит  символика. Символ – образ, слово  или  знак, емко  охватывающий  все  разнообразие  жизни. Символика  обогащает  мышление, обеспечивает  способность  к  абстрагированию. Символика – высшая  математика  мышления. Игра  подготавливает  способность  к  абстрагированию, восприятию  цифры, буквы, нотного  знака, соединению  знака  и  значения, а  со  всем этим – способность  к  музыкальному  и  математическому  обучению, чтению  и  письму.

Ребенок  начинает  осваивает  симметрию. Он  учится передавать  цвет. Ребенок  вначале  срисовывает, а  потом  и  сам  рисует  круг, треугольник  и  прямоугольник. Т. о., он  также  готовиться  к 6-ти  годам  написать  букву  и  цифру.

Видный  американский  психолог  Арнольд  Гезелл  писал: «если  представить  всю  человеческую  жизнь  в  виде  одного  дня, то  период  от  года  до  4-х  лет  составит  только  час, но  в  течении  этого  часа  протекает  большая  часть  всего  потока  развития.

 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.