Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи Психическое развитие и занятия с ребенком от года до полутора лет

Психическое развитие и занятия с ребенком от года до полутора лет

В этом возрасте дети обычно умеют:

  • Хорошо ходить достаточно длительное время;
  • Меняют положение тела: наклоняются, поднимаются, приседают, поворачиваются;
  • В общении использовать от 10 до 50 слов, показывать на знакомый и желаемый предмет;
  • Повторять за взрослыми несложные действия;
  • Пить из чашки и есть кашу, пользуясь ложкой;
  • Строить башню из 2-3х кубиков, кормить куклу;
  • Различать 2 разных по величине предмета;
  • Собирать предметы в корзинку;
  • Бегать, подниматься по ступенькам и выполнять несложные просьбы (могут не все дети);
  • Чертить непроизвольные линии фломастером на бумаге;
  • Среди эмоций, которые выражает ребенок, уже можно наблюдать почти всю гамму человеческих чувств: нежность и грусть, печаль и радость, раздражение и гнев, протест и упрямство, смущение и тревогу, удовольствие от ласки; ребенок и сам может проявлять ласку и нежность по отношению к родителям, кукле, кошке, собаке.

Интеллектуальное развитие

Про ребенка в возрасте от года до полутора лет можно сказать, что его интеллект находится на кончиках пальцев. Движения рук и пальчиков ребенка, с моей точки зрения – самый значительный стимул в развитии детского интеллекта.

Необходимо отдать предпочтение упражнениям на развитие рук и пальцев. Это очень важно.

Какие же игры и игрушки необходимо иметь ребенку от года до полутора лет для интеллектуального развития? Это в основном игрушки, помогающие развивать моторику рук и мелкую моторику пальцев: деревянные конструкторы и кубики разной формы, кубики, из которых складываются разные картинки; игрушки, которые нужно собирать и разбирать, складывать или раскладывать, надевать и снимать со стержня. Это могут быть различные пирамидки, бочонки, матрешки, различные мозаики, пазлы и т. д.

Игры с пирамидками прогрессивно усложняются. На первом этапе ребенок учится собирать и разбирать матрешку или пирамидку. На втором этапе – учится собирать кольца уже по убывающей величине. На третьем этапе – пирамидки могут быть различной величины и различны по форме. На четвертом этапе – ребенок, по просьбе родителей показывая цвета, уже собирают пирамидку по цвету или величине кругов.

Игры с разнородными предметами. Возьмите два разнородных предмета, например кружочки от пирамидки и квадратики, по пять штук. Объясните, что они различной формы, дайте потрогать малышу, потом перемешайте. Объясните малышу, что кружочки, нужно положить в одну сторону, а квадратики -  в другую, покажите, как это делается. Покажите по одному предмету, дайте ребенку попробовать, покажите еще раз, пока ребенок не научится. Потом усложните задание, выполняя его с тремя разнородными предметами. Задание усложняется, если разнородные предметы похожи друг на друга, например, овальные и круглые, квадратные и прямоугольные. Ближе к полутора годам можно давать различные пазлы, и кубики с рисунками, и доски с различными отверстиями, куда ребенок размещает круглые, овальные и прямоугольные вкладыши различной величины.

Игры в кубики и строительные наборы. В год ребенок еще плохо строит, поэтому сначала вы должны ему помогать, показывая, как можно строить башни, поставив кубик на кубик (сначала 3 кубика). Если ребенок удачно повторит, то можно добавить еще кубик или завершить строительную конструкцию какой-нибудь крышей из набора. Если ребенок еще не может повторить за вами, возьмите его ручку и совместно поставьте кубик на кубик, при этом похвалите малыша. К полутора годам при ежедневных занятиях он уже будет строить большие башни и крепости.

Купите счетные палочки, рассыпьте их перед ребенком и поиграйте в «собиралки» - это упражнение очень полезно для тренировки пальцев и мелкой моторики руки. Для этой же цели подходит пластилин: вместе с ребенком катайте шары, колобков, снеговиков, простые цилиндры, просто разминайте пластилин пальцами и делайте из него фигурки.

Духовное и эстетическое воспитание

В этом возрасте оно неразрывно связано с физическим и интеллектуальным развитием. Основную роль эстетическом воспитании играет избирательное отношение родителей и воспитателей к книгам, музыке и произведениям искусства. В этом возрасте малыш впитывает любые впечатления: от звуков музыки, красок и т. д. он способен достаточно тонко воспринимать эмоциональную сторону произведения. Начинайте приобщать его к несложным музыкальным пьесам, показывайте картины художников, эмоционально, выразительно читайте книги, учите сопереживать героям произведений.

Можно вместе с ребенком сочинять музыку с помощью барабанов, кастрюль, губной гармошки, деревянных ложек, ксилофона, бубна, дужки, любой посуды, наполненной горохом, крупой, камушками.

Рисование. Разнообразьте занятия по рисованию. Давайте ребенку все, что рисует: фломастеры, маркеры, карандаши, мелки, краски. Пусть ребенок проявляет фантазию, и вы тоже вместе с ним. Ребенка необходимо учить рисовать, даже если вы не умеете этого делать сами, ему необходимо показать, как держать карандаши и фломастеры, как они проводят линии, как рисовать круги, палочки, как красить.

Развитие речи

В этот возрастной период у детей развитие речи идет очень индивидуально. На этот процесс влияют врожденные способности ребенка, возможности родителей, условия жизни и методы воспитания. Но есть одна закономерность: чем больше вы общаетесь с ребенком, рассказываете, показываете, объясняете, просто разговариваете, тем быстрее и лучше ваш ребенок овладевает речью.

Для развития речи психологи и логопеды предлагают следующие упражнения и задания:

  • Ребенок должен слышать образец взрослой речи непосредственно сразу за детской речью.
  • Овладение речью должно идти в благоприятной форме. Ребенка не нужно заставлять правильно говорить, не нужно над ним насмехаться, подтрунивать или обзывать.
  • Во время беседы не нужно торопить ребенка с ответом
  • Старайтесь понять суть тарабарщины, «птичьего языка» вашего ребенка.
  • Дайте возможность ребенку говорить и отвечать на ваши вопросы.
  • Помните, что не только общение с взрослыми, но и многие игры развивают речь
  • Дети намного лучше осваивают речь и слова, если это связано с практическим применением.

Физическое развитие

Для общего развития малыша надо иметь следующие игрушки: мячи и шары различной величины, качели, горки, различные каталки, санки, неплохо бы иметь спортивный уголок, а также детские спортивные игры типа городка и т. д.

Возврат к раннему возрасту

Возврат к ползанию или временная потеря запаса слов, молчание, возврат к тарабарщине у детей этого возраста возможен по следующим причинам:

  • Из-за слишком сильного желания родителей, что  бы ребенок как можно раньше начал говорить, ходить, проситься на горшок. Совет: не принуждайте ребенка, и все вернется на свое место!!
  • Из-за сильных падений и разочарований при ходьбе.
  • Из-за перемены в окружении ребенка: новой няни, изменения режима дня, отъезда кого-нибудь из родителей, болезни или выхода на работу мамы, появления нового ребенка и других стрессовых факторов, которые могут повлиять на поведение ребенка.
  • Возможно, что малыш просто сделал паузу на неделю-другую, что бы на следующем этапе быть смелее, говорить или ходить поувереннее; возможно он просто взрослеет.
  • Из-за болезни, стресса, плохого самочувствия.

Если вы из-за этого сильно расстраиваетесь, покажите ребенка психологу, посоветуйтесь в детской консультации.

Особенности характера детей от года до полутора лет

От года до полутора лет – тот возраст, когда отношение родителей к ребенку меняется. Со стороны взрослых появляется больше запретов, так как ребенок, как животное, совершенно бездумно начинает проникать повсюду. И чем старше ребенок, тем больше становится запретов, которые приобретают все более жесткий характер. Постоянные запреты « нет» и «нельзя» медленно и постепенно меняют отношения между взрослым и ребенком. В этом возрасте ребенок еще многого не понимает. Поэтому ругать, кричать, а тем более бить и шлепать его не имеет никакого смысла в плане воспитания. В этом случае вы просто запугаете своего ребенка, лишите его возможности действовать, исследовать, узнавать, спровоцируете пассивность в поведении и чувство вины.

Не идеализируйте своего ребенка, дайте ему возможность ошибаться. Возлагая на него определенные надежды, действуйте в соответствии с его возрастом, способностями и характером. Не ждите идеальных взаимоотношений между вами и малышом. Признавайте совместные ошибки и старайтесь на них учиться. Прощайте ошибки детей во взаимоотношениях с домочадцами.

В этом возрасте наказание не должно быть длительным и строгим. Для этого возраста в виде наказания вполне достаточно жесткого  и твердого слова. Не теряйте самообладания, если поведение ребенка далеко от вашего представления об идеале, оно должно соответствовать реальности.

 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.