Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи Психическое развитие ребенка от двух до трех лет

Психическое развитие ребенка от двух до трех лет

Любознательность и стремление к самостоятельности

Любознательность и стремление к самостоятельности – характерные особенности в поведении детей этого возраста. Если учесть, что дети – это своего рода моторчики, излучающие неуемную энергию, можно предположить, сколько проблем они приносят себе и своим родителям. Их способность все делать самостоятельно с каждым днем все возрастает, но противоречия между их возможностями и желаниями еще остаются.

Возраст от одного года до трех имеет важнейшее значение в формировании характера  ребенка. После этого периода вы уже будете пожинать плоды трехлетней воспитательной работы. Некоторые дети уже в полуторагодовалом возрасте  начинают усваивать правила поведения и в два с половиной года контролируют свои желания и потребности. Родители, постоянно наблюдая за поведение ребенка, должны вносить коррективы в процесс воспитания, их показанием является поведение ребенка в два года.

Автономность в поведении

Именно в этом возрасте дети как бы переходят к такой форме существования, когда они могут обойтись без помощи взрослых – могут самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, бегать, прыгать, убегать от родителей «понарошку», дети могут делать почти все, что хотят.

Если родители проявляют жесткость и тотальный контроль, наказывая ребенка за малейшую провинность и нечаянные ошибки, то у него появляются чувства сомнения и вины.

Предъявляя ребенку непомерно высокие требования, родители могут подавить любознательность, зародившееся чувство самостоятельности, чувство удовлетворения и проявляющееся на этой основе собственное достоинство и взрастить в его душе чувства вины и сомнения в своих силах и способностях.

Развивающие игры

К двум-трем годам ребенок вырос насколько, что уже может научиться кататься на трехколесном велосипеде или самокате, его чувство равновесия для этого достаточно развито.

Время от двух лет – это начало занятий с развивающими играми. Из огромного количества игр вам необходимо выбрать те, которые больше всего нравятся детям. Я могу порекомендовать развивающие игры П.Б. Никитина. В своей книге «развивающие игры для детей» автор рекомендует для детей этого возраста следующие игры: «внимание», «КБ сам», «кубики для всех», «обезьянка», «план и карта», «Рамки и вкладыши Монтессори», «сложи квадрат», «сложи узор», «таблица сотни», «термометр», «точечки», «уникуб», «часы».

К развивающим относятся игры, которые основаны на определенных правилах, где нужно думать и находить закономерности. К ним можно отнести почти все конструкторы, детское лото и домино, где вместо цифр и точек нарисованы животные, птицы, насекомые. Если дети не сразу осваивают их, то можно сначала просто ознакомить их с животными и рисунками, постепенно переходя к правилам игры. Есть различные игра с кубиками и фишками, которые нужно передвигать  с кружочка на кружочек (с квадрата на квадрат) после определенных действий. После трех лет дети уже могут играть  в арифметическое лото с точками, а также в шашки и другие игры. К развивающим играм можно отнести различные наборы типа «юный ботаник», «юный химик», где дети знакомятся с такими приборами, как микроскоп, увеличительное стекло.

К двум- трем годам у вас дома появится огромное количество игрушек. Некоторые покупаете вы, другие приносят друзья и родственники, третьи дарят на день рожденья. Некоторые из них станут любимыми, другие надоедают уже в первые часы, и вскоре их забывают. Мир ребенка загадочен и непонятен.

Никто и никогда верно не отгадает, по какому принципу дети выбирают игрушки, почему одни нравятся и становятся любимыми, а другие нет. Поэтому , иногда, простенькая с виду игрушка становится самой любимой, и дети много времени проводят именно с ней.

Если у вас дома будет порядок в игрушках, то ребенок усвоит с рождения, что свои личные предметы нужно убирать на место и бережно хранить. Отношение к игрушкам – это малая часть большого отношения к самой жизни, которое во многом формирует будущее ребенка. Как он будет относится к вещам, как он будет соблюдать порядок, так в дальнейшем и сложится его стиль жизни.

Развитие речи

Имея постоянную потребность в общении, ребенок развивает речь и пополняет словарный запас. В два с половиной года он может использовать от пятисот до тысячи слов, а к трехлетнему возрасту, количество слов увеличивается в три раза. Ребенок уже может назвать практически все предметы, с которыми он соприкасается каждый день: посуду, игрушки, одежду, мебель, животных, растения и др. он строит предложения, используя предлоги и местоимения, его речь обогащают прилагательные. Ребенок уже может назвать цвета предметов, их свойства, фактуру и величину, а также определить знакомые предметы и их действия.

С ребенком интересно и полезно играть в те игры, где необходимо проговаривать что-то шепотом или дуть. Можно пускать мыльные пузыри, дуть на перышко, что бы оно как можно дольше летало по воздуху, дуть на одуванчик, на воду, на шарик, который плавает в воде. Можно сделать из спичечной коробки кораблик и приделать к нему парус (спичку с куском бумаги), на который надо дуть, изображая ветер. К этой категории игр относится изображение звуков различных  птиц и зверей.

Словарный запас ребенка пополняется пи чтении книжек с иллюстрациями, по которым можно задавать многочисленные вопросы: «кто это?», «что делают?», «куда идут?», «что будет делать?», «какого цвета?», «какой величины?» т и. д.

Творчество в рисунке и живописи

Когда ребенок творит, ему необходима полная свобода. Если он не просит – не подсказывайте и не вмешивайтесь со своими предложениями. У ребенка свои взгляды на то, как нужно рисовать или лепить. Но если ребенок ждет одобрения и похвалы, оцените его труд, не отказывайте ему в поощрении. И хотя вам что-то не понравилось, помните: здесь не уместна критика! Если взрослому в творчестве необходим результат, то ребенку он абсолютно не нужен. Ребенок творит ради самого действия, ради игры, ради удовольствия.

Виды творчества, которые вы вместе с ребенком тоже можете освоить и получить от процесса массу удовольствия:

  • Рисование пальцами
  • Рисование губкой
  • Рисование по методу Остапа Бендера (используя свет от настольной лампы, получаем тень от различных предметов, а потом их обводим и раскрашиваем)
  • Рисование кистью, карандашом, фломастером
  • Размытые рисунки (рисование акварелью на мокром листе)
  • Рисунки, выполненные растениями и животными (отпечатки)
  • Рисование с использованием веревки или ниток (нить или веревку окунают в краску или тушь, а потом получают причудливые отпечатки)
  • Метод чернильных пятен
  • Создание книжек
  • Сюжеты с применением круп
  • Коллаж
  • Рисование методом разбрызгивания
  • Рисование методом обводок (обводим все, что попадется под руку)

Творческие наклонности детей проявляются не только в рисовании, но и в работе с пластилином, конструктором, на прогулке, при работе в саду и во всех других играх. Время от двух до трех – это период фантазии и творчества, и его нужно использовать с максимальной эффективностью для развития ребенка.

 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.