Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи Роль сказки

Роль сказки

Дети  очень  любят  слушать  невероятные  истории  и  сказки, расширяющие  их  познание  и  кругозор, показывающие, что  помимо  реального  существует  волшебный  мир  приключений  и  побед. Именно  через  сказки, обращенные  к  сердцу  ребенка  и  не  подверженные  влиянию  современной  цивилизации  с  ее  приверженностью  к  целесообразности  и  выгоде, ребенок  получает  глубокие  знания  о  человеке, его  проблемах  и  способах  их  решения.

Вспомним,  как  в  реальной  жизни  люди  сталкиваются  с добром  и  злом. Форма  восприятия  этих  понятий  для  взрослого  не  является  образной. Мысли  ребенка  в такой  форме  существовать  не  могут, им  необходима  игра  воображения, образность. В  сказках  это  получается  очень  легко. Почему  образ  зла  менее  правдив, чем  соответствующее  необразное  понятие? Наше  понятие  о  добре  предстает  в  сказке  в  виде  богатыря, рыцаря, принца, воплощающего  силу  и  храбрость, в  виде  доброй  волшебницы  или  феи, всегда  готовой  придти  на  помощь. В  старинных  сказках  и  историях  повествуется  о  внутренних  эмоциональных  переживаниях, чувствах  героев, а  не  о  внешних  событиях, и  разворачивающееся  в  них  действо  часто  противоречит  обычной  реальности.

Ребенок, услышав  и  представив  подобные  образы, легко  учится  понимать  внутренний мир  героев, сопереживать  им, верить  в  силы  добра, обретает  уверенность  в  них  и  себе.

Сказки  ни  в коей  мере  нельзя  рассматривать  только  как  интересное  времяпровождение, как  приятное, доступное  ребенку  занятие; напротив, они  очень  существенный  механизм  развития  в  ребенке  тонкого  понимания  внутреннего  мира  людей, способ  снятия  тревоги  и  воспитание  уверенности  в  своем  будущем. С  помощью  сказок  можно  метафорично  воспитывать  ребенка, помогать  преодолевать  негативные  стороны  его  формирующейся  личности. Например, жадному  эгоистичному  ребенку  полезно  послушать  сказку  «о  рыбаке  и  рыбке», «о  трусливом  зайце», ;шаловливому  и  доверчивому  помогут  «приключения  Буратино», капризуле – «принцесса  на  горошине», активному  и подвижному  непоседе – «кот в  сапогах»,  сказки  о  храбрых  богатырях  и  рыцарях, посвятившим  жизнь  подвигам  во  имя  людей  и т. д.

Поймите эмоциональную  проблему  вашего  малыша: почему  он  тревожен, агрессивен, капризен – и  сочините  сказку, где  герои, их  приключения  и  подвиги  будут  помогать  решать  ребенку  его  существенную  проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.). Придумайте  фантастическое  существо, слегка  внешне и  характером  похожее  на  ребенка, у  которого  по  сказочному  сюжету  появляется  много  возможностей  для  преодоления  препятствий. Ваш  ребенок  сам  почувствует  помощь  и  найдет  выход  из  травмирующей  ситуации. Рассказывая  ребенку  сказку, обязательно  закончите  ее  сразу, старайтесь  говорить  ее  своим  обычным  голосом  и  языком, доступным  ребенку, усвоенным  им  в реальном  общении  с  родителями.

Выбирая  сказку  для  вашего  малыша , обязательно  учтите, что  в  силу  особенностей  психоэмоционального  развития  необходимо  знать, в  каком  возрасте  данная  сказка  будет  для  ребенка  полезна, или  безразлична, или  даже  вредна.

Одной  из  самых  ранних  сказок  является  «курочка-ряба».  Очень  милая, распевная, убаюкивающая  сказка. Давайте  посмотрим, какова  же  ее функция  в  плане  психоэмоционального  развития  ребенка.

Для 1 – 1,5-годовалого  малыша  смысл  сказки  пока  еще  совершенно  не  ясен. Однако, ее  плавность, чуть-чуть  знакомые  слова «дед», «баба», «мышка», «курочка2 – делают  сказку  для  малыша  приятной, успокаивающей  перед  сном, убаюкивающей. А  вот  2-годовуалому  ребенку  уже  знакомы  слова  «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний  негативный  смысл  этих  слов, связанный  уже  с личным  опытом  малыша, делает  сказку  подсознательно  тревожной, неосознанно  напрягающей  эмоциональное  восприятие  ребенк4а.обратите  внима6ние, с  каким  грустным  выражением  лица  2- 2,5-летний  ребенок  слушает  эту  сказку. И  даже, казалось  бы, оптимистичное  обещание  курочки  снести  другое  яичко  не радует  ребенка. Что  же  он  чувствует, откуда  такое  интуитивно-осторожное  восприятие   безобидной  сказки? Скоро  это  станет  совсем  понятным. Отметим  только, что  3-х летний  ребенок  и более  старший  слушают  эту  сказку  с  полным  безразличием. А  теперь  давайте  разберемся, в чем  же  на  самом  деле  смысл  этой  древней, по-настоящему  мудрой  и  эмоционально насыщенной  сказки.

Во-первых, эта  сказка  была  предназначена  взрослым  и,  являясь  частью  богатого  русского  народного  взрослого  фольклора, в  первоначальном  варианте  звучит  и  толкуется  немного  иначе. В  Древней  Руси  даже  дети  знали  и  понимали  ее  символический  смысл. Золотое  яйцо – символ  смерти – получали  старые  люди, когда  им  приходило  время  умирать. Пестрая  курица – посредник  между  небом  и  землей – обозначала  возможность  выбора  и  перемен. И  поэтому  те, кому  удавалось  разбить  золотое  яйцо, оставались  жить, а  простое  яичко – символ  новой  жизни. Сказка  как  бы  успокаивала  взрослых, давала  им  возможность  не  горевать  из-за  неизбежной  старости, символизируя  победу  жизнью  над  смертью, продолжение  ее  в  детях. Теперь  вам  понятна  тревожность  2-х  летнего  ребенка. А  почему  же  она  не  воспринимается  эмоционально  3-х  летним? Да  потому что  в  восприятии  современного  малыша  дезинформатична. Он, уже научившись  усваивать  элементы  причинно-следственных  связей, не в  состоянии  увидеть  в  ней, не  зная  истинного  ее  смысла, логики  происходящего  и  эмоционального  переживания  героев. Ребенок  еще  может  допустить, что  курочка  снесла  золотое  яичко. Ему  не  совсем  понятно, почему  же  Дед  и  Баба  стали  его бить. Они – сильные – не  разбили, а  маленькой  мышке  с  хилым  хвостиком  это  удалось. Странно, ну  ладно, ведь  в  сказках  все  бывает. А  вот  дальше  совсем  не  понятно. Почему  же  они  плачут, ведь  сами  же  его  били-били, они же  хотели  этого? Ребенок  окончательно  запутывается  в  ходе  событий  и  не  понимает, что  ему  делать – сочувствовать  или  радоваться.

Именно  поэтому  данная  сказка  трехлетнему  ребенку  не  только  не  полезна, но  и  вредна. Она  не  позволяет  ему  прочувствовать  эмоциональное  состояние  героев, не  оставляет  в  душе  ребенка  никакого  следа.

А  всеми  уважаемый  Колобок? В  самом  раннем  возрасте  он  безобиден, потому  что, рассказываемый  нараспев  мамой  или  бабушкой, он  успокаивает  своей  плавностью, от  него  очень  хочется  уснуть.

В  2,5  года  что-то  в  этой  сказке  настораживает. В  3  года  ребенок  может  заплакать  оттого, что  хитрая Лиса  съела Колобка. В  этом  возрасте  подсознательно  улавливается  ребенком  негативный  предостерегающий  смысл  сказки. Некоторые  психоаналитики  так  ее  толкуют.

Долго  жили  Дед  и  Баба  без  детей. И  вот  захотелось  Деду  сыночка. Где-то  что-то  они  наскребли, нагребли  и  сделали  Колобка. Нет  бы  на  него  сидеть  и  любоваться, так  они  его  в  полном  одиночестве  оставили  на  окне, да  и  забыли  про  него  напрочь, до  конца  сказки. Скучал-скучал  бедный  Колобок, спрыгнул  с  подоконника  и  покатился  один-одинешенек  в  лес – символ  тайн, страхов  и  неожиданностей. Все  ему  по  дороге  угрожали, но  Колобок, как  мог, пытался  сохранить  свою  жизнь. Однако, он  был  еще  и  неопытен, естественно, что  его  мудрая  взрослая  Лиса  и  съела. Вот  так  и  закончилось  грустное  одинокое  детство  нелюбимого  сына  Колобка. Весело  ли  вам  от  такой  сказки? Вот  и  малышу  тревожно.

Однако, тот  же  Колобок, прочитанный  или  театрализованный  детьми  в  возрасте  5-6  лет, может  быть  использован  как  средство  передачи  ребенку  навыков  адаптивного   поведения  при  общении  с  окружающими. Так, общение  с  зайцем, наивным, добродушным  и веселым, демонстрирует  ребенку  модель  взаимодействия  с  похожим  по  характеру  человеком, с  которым  всегда  можно  найти  общий  язык. Встреча  с  волком, олицетворяющим  угрозу, нагоняющим  страх, показывает, что  и  подобной  ситуации  не  стоит  трусить, драться, можно  договориться  и  найти  компромисс. Взаимоотношения  с  большим, неповоротливым, ленивым  медведем, которому, в  принципе, до  Колобка  и  дела  особого  нет, также  безопасны; если  правильно  себя  повести, можно  остаться  живым  и  здоровым. А  вот  встреча  с  лисьим  коварством, хитростью, неискренностью  действительно  опасна, возможны  плачевные  последствия.

Сказка  учит детей, во-первых, безопасному  поведению, подчеркивая, что  не  стоит  одному  пускаться  в  неизвестные  путешествия  и  уходить  далеко  от  дома, во-вторых, показывает, что  на  пути  могут  встречаться  люди  с  разными  характерами  и  поведением  и  очень  важно  научиться  с  ними  договариваться  и  понимать  их  намерения и, в-третьих, что  жизнь  сложна  и  возможны  очень  серьезные  проблемы, вызывающие  чувство  потери  и безысходности.

Примером  правильного  половозрастного  выбора  может  быть  сказка Ш. Перро  «Красная  Шапочка». Милая  сказка  полезна  и  интересна  девочкам  в  3-4  года. Мальчики  эту  сказку  жалуют  реже. Красивая, послушная, кроткая – все  эти  качества  необходимы  для  развития  в  девочке  женственности. Наказанием  за  непослушание  и  своеволие  является  встреча  с  волком  и  все  неприятности, которые  случились  с  бабушкой  из-за  того, что  красная  Шапочка  не  послушала  маму. И  только  какие-то  люди  со  стороны, случайно  проходившие  мимо, спасли  ситуацию. Мораль  сказки  глубока – девочка  должна  слушаться  маму, не то  на  пути  ее  встречается  зло (страшный  волк), и мама  уже  ничем  не  поможет. В  4,5-5  лет  в  психосексуальном  развитии  девочкам  наступает  стадия  принятия  любви  к  лицу  противоположного  пола, в  частности  к  отцу. Если  в  этом  возрасте  настойчиво  рассказывать  сказку  о  горьких  последствиях  встречи  девочки  с  существом  мужского  пола – страшным, кровожадным, голодным, то  есть  большой  риск, что  в  подсознании  девочки  сформируется  модель  негативного  отношения  к  мужчине, и  во  взрослом  поведении  эта  модель  может  проявиться  в  виде  нарушения взаимоотношений  с  мужчинами, в  страхе  и  недоверии  к  ним.

Понимая  символический  смысл  сказок, вы  научитесь  выбирать их  соответственно  возрасту  и  эмоциональному  состоянию  вашего  ребенка. Старайтесь  рассказывать  ребенку  добрые  волшебные  сказки  с  хорошим  началом, смыслом  и  концом.

Поэтому мудро  выбирайте  в  богатой  сказочной  стране  и  сочиняйте  те  сказки, которые  близки  и  полезны  именно  вашему  ребенку.

 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.