Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи Тревожный ребенок

Тревожный ребенок

Тревожных  детей  отличает чрезмерное  беспокойство, причем  они  иногда  боятся не  самого  события, а  его  предчувствия.  Часто  такие  дети  ожидают  самого  худшего.  Они  чувствуют  себя  беспомощными,  опасаются играть  в  новые  игры, приступать  к  новым  видам  деятельности. У  них  высокие  требования  к себе, они  очень  самокритичны. Уровень  самооценки  у  тревожных  детей низок, они  и  впрямь  думают,  что  хуже  других  во  всем,  что  самые  некрасивые, неумные, неуклюжие. Они  ищут  поощрения  и  одобрения,  взрослых  во  всех  делах.

Для  тревожных  детей  характерны  также  и  соматические  проблемы: боли  в  животе, головокружение, головные  боли, спазмы  в  горле, затрудненное  поверхностное  дыхание. В  момент  тревоги  они часто  ощущают  сухость  во  рту,  ком  в  горле, слабость  в  ногах, учащенное  сердцебиение.

Что отличает  тревожного  ребенка?

Чтобы  лучше  понять ребенка, родители  и  воспитатели  могут  воспользоваться следующим  опросником:

Признаки  тревожности:

Тревожный  ребенок

  • Не может  долго  работать  не  уставая;
  • Ему  трудно  сосредоточиться  на  чем-то;
  • Любое  поручение  вызывает  беспокойство;
  • Во  время  выполнения  задания  очень  6напряжен, скован;
  • Смущается  чаще  других;
  • Часто  говорит о  напряженных  ситуациях;
  • Как  правило,  краснеет в  незнакомой  обстановке;
  • Жалуется,  что  ему  снятся  страшные  сны;
  • Руки  у  него, обычно,  холодные   и влажные;
  • У  него  нередко  бывает  расстройство  стула;
  • Сильно  потеет, когда  волнуется;
  • Не  обладает  хорошим  аппетитом
  • Спит  беспокойно,  засыпает  с  трудом;
  • Пуглив,   многое  вызывает  у  него  страх;
  • Обычно  беспокоен, легко  расстраивается.

Тревожность  малыша во  многом  зависит  от  уровня  тревожности окружающих  его  взрослых. Высокая  тревога  родителей  передается  ребенку.

Тест  для  родителей

Тест  самооценки  уровня  тревожности Ч.Спилберга.

Прочитайте  внимательно  каждое  из  приведенных  ниже  предположений и  зачеркните  соответствующую  цифру справа  в  зависимости от того,  как вы  чувствуете  себя  обычно. Над  вопросами  долго  не  задумывайтесь,  поскольку  правильных  и  неправильных  ответов  нет.

предложение

Почти  никогда

иногда

часто

Почти  всегда

1

Я  испытываю  удовлетворение

1

2

3

4

2

Я  быстро  устаю

1

2

3

4

3

Я  легко  могу заплакать

1

2

3

4

4

Я хотел бы  быть  таким  же  счастливым,  как  другие

1

2

3

4

5

Бывает, что  я  проигрываю  из-за  того, что недостаточно  быстро  принимаю  решение

1

2

3

4

6

Я чувствую  себя  бодрым

1

2

3

4

7

Я  спокоен, хладнокровен и  собран

1

2

3

4

8

Ожидание трудностей очень тревожит меня

1

2

3

4

9

Я  слишком  переживаю  из-за  пустяков

1

2

3

4

10

Я  вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я  принимаю все слишком  близко  к  сердцу

1

2

3

4

12

Мне  не  хватает  уверенности в  себе

1

2

3

4

13

Я  чувствую  себя  в  безопасности

1

2

3

4

14

Я  стараюсь  избегать критических  ситуаций  и трудностей

1

2

3

4

15

У меня  бывает  хандра

1

2

3

4

16

Я  бываю  доволен

1

2

3

4

17

Всякие  пустяки  отвлекают  и  волнуют  меня

1

2

3

4

18

Я  так  сильно  переживаю  свои  разочарования, что  потом  не могу  о  них  забыть

1

2

3

4

19

Я  уравновешенный  человек

1

2

3

4

20

Меня  охватывает  сильное  беспокойство

1

2

3

4

 

Подсчет количества  баллов  производится  следующим  образом. Из  суммы  баллов  за  ответы на  вопросы 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20  вычитывается  сумма  баллов  за  ответы на  вопросы 1,6,7,10,13,16,19.к  полученной разности прибавляется  цифра 35. суммарный  показатель по  тесту  показывает: до  30 баллов - низкий уровень  тревожности; от 30 до 45 баллов - средний  уровень  тревожности; свыше  45  баллов - высокий  уровень  тревожности.


Как  правильно вести себя  с  тревожными  детьми:

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером.
  • Не предъявляйте  малышу завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка.

Тревожность, тревога  или  страх?

Следует  отличать  тревогу  от  тревожности. Если  тревога- это  эпизодическое  проявление  беспокойства, волнения  ребенка, то  тревожность  является  устойчивым  состоянием.

  • Тревожность  не  связана  с  какой- либо  определенной  ситуацией и  проявляется  почти  всегда. Это  состояние  сопутствует  человеку  в  любом  виде деятельности. Когда  же  человек  боится  чего-то конкретного, мы  говорим  о проявлении  страха. Например, страх  темноты, страх  замкнутого  пространства.
  • Страх  может  развиться у  человека  в  любом  возрасте: у  детей  от 1 года до  3 лет нередки ночные  страхи; на  втором году  жизни, по  мнению  известного,  профессора А.И. Захарова, наиболее  часто  проявляется страх  неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли и связанный  с  этим  страх больницы  и  медработников. В  3-5  лет для  детей  характерны  страхи одиночества, темноты и замкнутого  пространства. В 5-7 лет  становится  ведущим  страх смерти. От 7 до  11 лет дети  больше  всего  боятся «быть  не тем, о ком  хорошо  говорят, кого уважают, ценят  и  понимают».
  • Каждому  ребенку  присущи определенные  страхи. Однако, если  их  очень  много, можно  говорить  о  проявлениях тревожности в  характере  ребенка.

Причины  возникновения  тревожности.

  1. Неадекватные  требовании  родителей к  возможностям  и потребностям своего  ребенка («ты непременно  должен быть отличником!»).
  2. Повышенная  тревожность самих родителей («с  такими  оценками  нашего  ребенка не оставят  в  этом  классе. Что  мы  с  ним  будем делать  дальше?»).
  3. Непоследовательность  родителей при воспитании  ребенка («ладно,  сегодня  я  не буду  тебя за  это  ругать, но  в  следующий  раз  если…»).
  4. Предъявление ребенку  противоречивых  требований («тебе  нельзя этого делать , ты еще  маленький!», «веди  себя  соответственно, ты  же  уже  взрослый!»).
  5. Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя  бы  одного  из  них («я  знала, что  так  будет…», «как  мы  это  переживем…», «что же  теперь  делать…»).
  6. Стремление  родителей  сравнивать достижения  своего  ребенка с достижениями других  детей («посмотри, как  сын  моего  приятеля Степан отлично  играет  в  шахматы, обыгрывает даже  взрослых. Ты  же  едва научился  ходить  конем  и пешкой»).
  7. Авторитарный  стиль  воспитания  в  семье («я  мать, и мне  лучше  знать, с  кем  тебе  дружить!»).
  8. Гиперсоциальность  родителей: стремление  родителей все делать  правильно, соответствовать  общепринятым  стандартам и  нормам («учиться  только  в  школе недостаточно. Мальчики должны  уметь многое: знать  английский  язык, играть  на скрипке, заниматься  в  спортивной  секции…»).
 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.