Статистика сайта

Хост сайта

Hosting Ukraine
Главная Статьи Что такое школьная зрелость?

Что такое школьная зрелость?

Что  же  такое  школьная  зрелость (или  психологическая  готовность  к  школе)? Традиционно  выделяют  три  ее аспекта: интеллектуальный, эмоциональный  и  социальный.

Об  интеллектуальной  зрелости  6-7 летних  детей  говорит  умение  выделять  фигуру  из  фона, способность  концентрировать  внимание, устанавливать  связи  между  явлениями  и событиями, возможность  логического  запоминания, умение  воспроизводить  образец, развитие  тонких  движений  руки  и  их  координации.

Эмоциональная  зрелость  проявляется  в ослаблении  непосредственных, импульсивных  ре6акций  малыша  на  события  и  умением  длительно  выполнять  не  очень  привлекательную  работу (произвольное  поведение).

Социальная  зрелость  подразумевает  потребность  в  общении  со  сверстниками  и  умение подчинять  свое  поведение  законам  детских  групп, способность  принимать  роль ученика, умение  слушать  и  выполнять  указания  учителя.

За  основу  готовности к  школе, т. о., принимается  некоторый  необходимый  уровень  развития  ребенка, без  которого  он  вообще  не  может  успешно  учиться  в  школе. Конечно, не  любой  ребенок  может  пойти  в  школу  и с  легкостью  учиться  в ней. Дело  в том, что  путь  развития  каждого  человека  индивидуален.

Самое  главное  для  будущего  школьника – это  здоровье: хорошая  осанка, зрение  и  правильная  речь. Ведь  с  приходом  в  школу   физическая  нагрузка  увеличивается.

Перед  школой  у  ребенка  должны  быть  сформированы  такие  качества, как  умение  слушать  взрослого, выражать  свои  мысли, быть  внимательным, усидчивым, контактным, уметь  ладить  со  сверстниками, содержать  в порядке  свое  рабочее  место. Научите  ребенка  правильно  держать  карандаш  и  ручку, уверенно  рисовать  незатейливые  рисунки, лепить, пользоваться  ножницами. Очень  важно  умение  рассказывать  по  картинке – это  хорошо  развивает  речь  и  внимание. Проверьте, знает  ли  ваш  малыш  стихи, умеет  ли  их  прочесть. Вот, пожалуй, основное, что  определяет  готовность  к  школе.

Однако, если  вы  собираетесь  отдать  ребенка  в  элитную  школу  или  класс, то  должны  знать, что  в  большинстве  из  них  требуется  умение  читать, считать  и  писать. Более  того, ребенок, который  садится  за  «элитную» парту, должен  быть  абсолютно  здоровым, чтобы  выдержать  ту  нагрузку, которая  предусмотрена  программой.

Важно  не  путать  интеллектуальное  развитие  ребенка  и  его  обучаемость. Обучаемость – это  те  умения  и  навыки, которым  ребенка  обучили: умение  писать, читать, считать. Интеллектуальное  развитие – это  некий  умственный  потенциал, способность  ребенка  к  самодвижению, к  самостоятельному обучению, к  решению  проблемных  задач.

Обученность  может  облегчить  жизнь  ребенку  в  первые  месяцы  в  школе  и  даже  создать  ему  временную  успешность. Но  в  ней  же  кроется  и  опасность, что  ребенку  будет  скучно  учится. Кроме  того, в  определенный  момент  резерв  обученности  истощиться – на  старых  запасах  долго  не   проедешь. Поэтому  лучше  сосредоточит  свое  внимание  не  на  форсировании  учебных  умений, которыми  ребенок  должен, по  идее, овладеть  в  школе, а  на  развитие  психических  функций, обеспечивающих  обучаемость. Для  будущего  первоклассника  очень  важно  развитие  социальных  навыков  и  умений.

Еще  одним  важным  качеством  должен  обладать  ребенок  к  моменту  поступления  в  школу – известной  долей  самостоятельности.

Тестирование –

  • Собеседование
  • Тест  керна-Ирасика

Недомотивация  и перемотивация.

Чем  надо  заниматься  с  ребенком, чтобы  подготовит  его  к школе?

Надо  помнить. Что  готовность  к  школе – это  сложный  комплекс  определенных  психофизиологических  состояний, умений, навыков  и  здоровья  ребенка. Искусственно  форсировать  эту  готовность  нельзя, как  нельзя  форсировать  рост зубов. Однако, как  существуют  специальные  витамины, способствующие  росту  зубов, их укреплению, так  же  можно  помогать  ребенку  «дозреть»  до  школьной  жизни.

В  первую  очередь  надо  позаботиться  о  его  здоровье.

Упражнения  и  игры, выбранные  вами  для  развития  дошкольника, легко  и  весело  можно  выполнять  с  семьей.

Самый  важный  способ  развития (относящийся  и  к речи, и к  общению, и к  памяти, и к  воображению, и  еще  ко многому  другому) – читать  ребенку  книги. Нужно  читать  или  рассказывать  детям  сказки  не  менее  получаса  в день. Чтение  нельзя  подменять  прослушиванием  кассет  или  телевизором.

Занятия  с  малышом  должны  быть  обоюдно  добровольными. Их  длительность не  должна  превышать  35  минут. Не  пытайтесь  предлагать  ребенку  задания, если  он  утомлен. Постарайтесь, чтобы  занятия  имели  регулярный  характер – «мозговой  штурм» при  подготовке  к  школе  не  слишком  эффективен.

Родители  должны  поощрять  все  занятия, которые  заставляют  работать  фантазию, воображение, самостоятельную  смекалку. Не  пренебрегайте  занятиями, развивающими  и  укрепляющими  мелкие  движения  рук.

В  последние  месяцы  до  школы  попробуйте  писать, читать, рисуйте, учите  стихи. Не  поощряйте  совсем  детские  забавы.

Чего  боится  первоклассник?

  • Быть  не  таким, как все.

«белая  ворона», как  известно, в  коллективах  не  приветствуются. Сколько  бы  вы ни рассказывали  своему  ребенку  о  том, что  быть  индивидуальностью – это  хорошо, он  вам  не  поверит.

Предусмотрительные  родители  должны  заранее  обратить  внимание  на  родителей  других  учеников  школы.

Проблема  «маленького  знайки».

  • Злой  тети-учительницы.

Наведите  справки  об учительнице. Не  готовьте  ребенка  к  тому, что  первая  учительница – главный  человек  в  его  жизни, что  она  лучше  всех, добрая  и мудрая. Неизвестно, как  сложатся  их  отношения, а  разочарования  очень  подавляет  детей. С  другой  стороны  не  стоит обсуждать  ее  при ребенке.

  • Получить  двойку.

Оценки  за  аккуратность. За  и  против.

  • Школьных  перегрузок.
  • Потерять  интерес  к  учебе. Причины:
  1. Уроки  преподаются  в неинтересной  для  малыша  форме.
  2. Индивидуальные  особенности психики  ребенка. «левополушарные» и  «правополушарные» дети.
  3. Индивидуальные  особенности  личности  ребенка. Типы  темперамента.
  4. Особенности  воспитания  ребенка  в  семье.
  5. Ребенка  может  не  устроить  организация  учебной  среды.
  • Остаться  без  друзей.

Эта  неуверенность  может  превратить  ребенка  как  в  «мышку-тихоню», так  и  в  агрессивного  драчуна- забияку. Необходимо  помнить, что  ребенок  6-7 лет  очень  эмоционален. В  этом  возрасте  он  четко  определяет  границы  добра  и зла, плохих  поступков  и  благих  дел. У  ребенка  вырабатывается  эмоциональное  отношение  к  нравственным  нормам  и  поступкам. Причем,  поступкам  не  только  чужим: сверстников  и  взрослых, но  и  своим собственным.

  • Делать  уроки.

Новые  обязанности. Четкая  установка  режима.

  • Маминой  и  папиной  нелюбви.
  • Идти  в  первый  класс.

Мотивация. Ребенок, желающий  учиться  лишь по  социальным  мотивам, быстро  охладевает  к  новым ощущениям. Познавательные  потребности  также  очень  ценны  при обучении, но  в  этом случае  интерес  к  учебе  находится  всецело  в  руках   учителей.

  • · Прийти  из  школы  с  разбитым  носом.
 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.